воспитание

С-самостоятельность

Куча цитат про самостоятельность. Хорошо заметна закономерность: самостоятельность - инфантильность - счастье, хотя и есть исключения.

Заходил в гости ребенок соседей. Собирается домой, я посадила его на табуреточку, подношу санадалик и прошу засунуть туда ногу. На меня в ответ непонимающий взгляд. Оказывается, не умеет засовывать ножку, мама за него это делает. Ребенку 3 года.

Племяннику 6 лет, начинают его кормить с ложки. На мой удивленный взгляд поясняют, что так быстрее. В 9 папа и мама ему переодевали штаны и кофту, он только поднимал руки/ноги по очереди. Джинсы на резинке, а то как же он застегнет пуговицу!

Сестре мужа 14 лет. Мама с ней ходит в ванну, сушит ей феном голову после мытья. Деточка не сможет сама, вы что. Укус комара - это бедствие вселенского масштаба. Все все бросили и побежали искать ватку и перекись чтобы протереть.

Меня родители особо не опекали в таком плане, но вот с готовкой как-то не зашло: мама всегда все делала сама, меня даже помочь не просила (ибо обычно я следила за сестрой все свое свободное время), поэтому навыков у меня не было от слова совсем. И вот лет 15 на меня стали наезжать, что я не умею готовить.

Да, я плохой. Что значит быть хорошим родителем

Читаю психологические форумы. Огромное количество запросов к обсуждению приходит от молодых родителей с воплем "Я плохая мать?!". Мне обычно хочется ответить: "Нет, ты плохая дочь!". Все попытки быть хорошими для своих детей - это всего лишь старания угодить в их лице своим предкам.

Быть хорошим родителем на самом деле - значит, получать удовольствие от своего родительства. Родительство всегда эгоистично и властно. Его истинный мотив таков: в детстве меня использовали как лекаря системы, теперь я буду использовать своих детей таким же образом. Конечно, так никто не размышляет - это слишком честно, слишком неприемлемо для внутреннего цензора. Но это правда, единственная правда о родительстве.

Если вы стали мамой или папой - дети обязательно будут на вас злиться, будут по праву недовольны вами, будут предъявлять претензии. Быть хорошим родителем - не значит не доставлять им неприятных эмоций. Быть хорошим родителем - значит, признавать эти их чувства и свою вину за это. Да, сынок, тяжело тебе было со мной. Да, дочка, много же я тебе дерьма в этой жизни сделала.

Детям вовсе не нужен бесконечный идеальный комфорт. Им нужна только правда. Детям нужно знать: то, что они чувствуют, то, как они ощущали и помнят события детства - правда. Они не сумасшедшие, все так и было, и родитель признает это, и признает свое участие в этом.

Что мешает стать хорошим отцом

Что нужно, чтобы быть хорошим отцом? Прежде всего, конечно же, желание.

А вот с желанием у многих мужчин, увы, не задаётся. Виной тому — определённые установки (они же убеждения, они же представления, они же когнитивные схемы).

Как и всякие установки, эти самым серьёзным образом влияют на поведение. И влияют, к сожалению, не самым лучшим образом.

Ловушки отцовства

Российская исследовательница Абрамова Г. С. выявила десять штук таких установок, которые она назвала «ловушками отцовства».

1) «Ловушка простой цели» – мужчина считает, что быть отцом очень просто — нужно всего лишь кормить и одевать ребёнка.

2) «Ловушка ожидаемого долженствования» – мужчина считает, что ребёнок должен уважать его просто по факту; при этом нет понимания, что уважение ребёнка возникает благодаря поведению отца.

3) «Ловушка нормальности» – мужчина считает, что необходимо соответствовать неким нормам, быть нормальными и поэтому не принимает уникальность своих детей.

4) «Ловушка правоты силы» – мужчина считает, что главный аргумент в дискуссии — сила или демонстрация силы. Вместо переговоров — запугивает.

5) «Ловушка возраста» – мужчина ориентируется на физический возраст как на критерий развития («Я еще молодой, погулять хочется», «Он маленький, еще ничего не понимает, пусть мать с ним возится»);

7 правил для родителей подростков

Директор Института Неформального образования INO Дима Зицер — о трудностях переходного возраста, страхах родителей и том, как сохранить доверительные отношения с вашими детьми.

Правило номер один

Займитесь собой. Если до этого момента у вас не было личной практики осознанности, самое время ее завести. Найдите то, что вам по душе. В противном случае, вы постоянно будете искать к чему придраться в своем ребенке.

Правило номер два

Дышите. Когда вы разговариваете с человеком, у которого внутри революция (в данном случае — революция, связанная с т.н. “переходным возрастом”), всегда в начале разговора нужно физически вдохнуть. Это не фигуральное выражение. Глубокий вдох — и поехали. Всегда-всегда, даже если мы разговариваем на приятную тему.

Правило номер три

Принимать их такими, какие они есть. Но это легко сказать, а что это такое и как это — принимать? Напоминайте себе, что вы находитесь сейчас с любимым человеком, которому больно, да-да: больно, даже если вам кажется, что ему хорошо. Помните сказку Ганса Христиана Андерсена о Русалочке, которой ужасно больно, когда она ходит? Человек в переходном возрасте примерно так и живет: он все чувствует намного ярче, чем мы с вами — и когда ему хорошо, и когда плохо.

"Смотрюсь в тебя, как в зеркало"

Знакомая обратилась ко мне за помощью с «проблемой плохого поведения ребенка». Сыну 3,5 года. Ребенок грубит, дерется, устраивает истерики, ставит ультиматумы и вообще «очень трудный». В детском саду ведет себя несколько лучше. По мнению мамы, «растет дебошир, манипулятор и монстр». В семье двое детей. Старший брат «совсем не такой и таким никогда не был». Правда, болеет много. Респираторные, уже до астмы дошло. Бережем его, лечим…

Познакомилась с младшим, поиграла. Очень подвижный, сообразительный и контактный ребенок. Попросила разрешения на молчаливое присутствие в семье в выходной день на пару часов. Ребенок постоянно чем-то занят, но при появлении в поле зрения мамы, папы и бабушки и брата, действительно, проявляет агрессию, вербальную и невербальную. Каких-то 2 часа в семье дали картину причинно-следственных связей.

Мини гайд по воспитанию

Оказывается, тема психологического насилия над своими детьми довольно распространена и многие родители даже не догадываются, что они что-то делают не так, получая на выходе детей, которые видеть их не желают. Или дети уезжают на другой конец света, лишь бы подальше от своих пап и мам, а те гадают где же они ошиблись.

Итак, чего же делать не надо?

1. Абсолютно точно не надо говорить детям, что те появились случайно или вопреки желанию, что это была ошибка или что ребенок должен быть по гроб жизни благодарен за путевку в жизнь. Благодарность либо есть, либо вы её не заслужили и слова этого не изменят. То же самое относится к благодарности за спонсорство. Вы можете завалить дитё деньгами, но полностью облажаться на других фронтах.

2. Не надо делать вещей, расходящихся с вашими словами. Если слово расходится с делом, то грош цена такому слову. Будьте логичны и последовательны. Если ребенок поверил вашим заявлениям, а вы их нарушаете, значит и он не должен следовать этим правилам. Никаких истерик в присутствии ребенка! Истерика - это вообще полный финиш, показывающий полную несостоятельность родителя! Не ломайте игрушки ребенка. Так делают только неадекваты

3. Не надо излишне опекать ребенка. Ну правда... Не знаю никого, кому излишняя опека пошла бы на пользу. Только вредит. Если ты мамочка, которая места себе не находит, потому что твой ребенок гуляет после шести, то возьми свои мамочкины яйца в кулак и терпи!

Выводы мамы, родившей троих детей

Я давно хотела написать этот пост, но все время откладывала, потому что мне казалось, что это долго, муторно, а времени все нет и нет... В общем, прошло много месяцев, идея эта меня все не покидает, а в сутках все те же 24 часа. Поэтому, отбросив перфекционизм, пишу так, как напишется за то время, что у меня имеется в запасе (и простите мне, пожалуйста, опечатки, если таковые найдутся).

1) Я поняла, что все дети – разные.

Даже, если это дети, рожденные от одних и тех же родителей и воспитывающиеся в рамках одной и той же семьи, все равно все эти дети будут разные. Воспитание, конечно, имеет значение, но его мощь сильно преувеличена. У каждого ребенка свой врожденный темперамент, свои склонности, свои особенености развития, свои нюансы. И это прекрасно! Каждый ребенок приходит в нашу жизнь, чтобы чему-то научить нас. Одинаковые дети это либо фантастика, либо признак того, что вы – второгодник %))))

2) Я стала значительно терпимее и спокойнее.

Легко убеждаются в том, что всё происходит по их вине

Кажется невероятным, но дети, которых избивают, так же легко убеждаются в том, что всё происходит по их вине, как и дети, которых оскорбляют вербально. Джо вспоминал: «Мой отец всегда говорил мне, что я бесполезный кусок дерьма. Когда он бил меня, в ход шли всевозможные ругательства на мой счёт. Когда побои заканчивались, я находился в полной уверенности в том, что я самое отвратительное живое существо на свете. И что меня били, потому что я этого заслуживал».

Автор (источник): Сюзан Форвард "Токсичные родители"

Про "он меня провоцирует"

Цитата из комментария в жж 

"Мелкие дети вообще смешные в плане дословного выполнения инструкций.Когда меня года в 2-3 мама собирала в садик, ее раздражало, что я не одеваюсь сама, и все приходится завязывать-нахлобучивать ей. Она мне говорила "подвигайся", в смысле -- потарапливайся, одевайся сама. А я начинала пританцовывать на месте. И чем сильнее она злилась, тем сильнее я приплясывала. Она до сих пор уверена, что я тогда над ней издевалась"

И вот это очень важная штука. Очень часто, когда родитель говорит "он меня провоцирует", он просто не понимает внутреннюю реальность ребенка. 
Ребенок - маленький и хрупкий, он не идиот, чтобы вызывать агрессию у крупных и довольно важных для своей жизни людей. 
Почему же так происходит:

1. Собственно, случай в начале поста: родитель просто не понимает внутреннюю реальность ребенка. Он дает слишком сложную задачу, не дает достаточно времени, не понимает, что нужно сейчас ребенку, не учитывает его особенностей восприятия (например, на маленьких детей бесполезно кричать "Успокойся!" - они пугаются крика взрослого и начинают плакать сильнее, также их почти бесполезно звать или требовать "выплюнь песок" - они не воспринимают команду, только физическое взаимодействие - подойти, взять за руку, прочистить рот) и интерпретирует его непонимание, замедление, слезы - как сопротивление, помеху, упрямство;

Все они чувствуют себя недостойными

Неважно, били ли они своих детей, когда те были маленькими, оставляли ли их на долгое время в одиночестве, совершали ли над ними сексуальный абьюз или обращались с ними, как с умственно отсталыми, навязчиво опекали или обвиняли во всех грехах, почти у всех взрослых детей токсичных родителей наблюдаются на удивление схожие симптомы: заниженная самооценка, которая толкает их на саморазрушительное поведение. Так или иначе, все они чувствуют себя недостойными, нелюбимыми и неадекватными.

Автор (источник): Сюзан Форвард "Токсичные родители"
Подписаться на воспитание