Недалече, как годков пять назад в гости ко мне бродяга забрел. Просил, как по обычаю гостя накормить, да спать положить, а в уплату сказание с него буде. В поклон ударился, да и стал ответа моего ждать. Ажи я не тот, кто обычаи пинает, и есть у меня чем гостя потчевать, хоть и не как у барина. Принял я гостя, в свитлицу проводил, за стол посадил. Жона моя отведать ему дала. Потом абы слушать сподобно сказ было, взял из погреба настойки медовой да разлил по чашам. И вот что поведал мне сий человек.
Родом я из селения небольшого, но очень далече отсюдова. Как вырос парубком, то стал отцу помогать хозяйство вести. А хозяйство у нас было всего да ничего: лодка латаная-перелатаная, да пять сетей. Как утро прийдет садились мы с отцом в лодку и в море выплывали. Сети там кидали, и улова ждали. А коли непогода, то в хате сети починяли. И чего только не было в море том. То в непогоду бывало попал, то лодку опрокинет. Но сии премудрости то поймет, кто у моря живет, а ты как вижу с землей дело имеешь. И было раз такое дело уже вечер становится и тянем мы сеть последнюю с отцом, а там рыбы куча. Отец и говорит, что мол на берег выберемся и там сеть и разберем, нече мол в лодке мучаться. Но узрел я в сети рыбку забавную. Раньше не видел таких, хоть с самых малых лет про рыбу все знаю. И решил ее оставить себе. Опустил глечик, где воду с собой брали набрал воды из моря и пустил туда рыбку. Отец тоже рыбку увидел и молвил, что забавная рыба и приблудила, наверное, из других морей. Дома у матери склянку выпросил, да рыбку туда посадил, чтобы любоваться можно было.
Так и повелось — жила в хате рыбка у нас и отцу она нравилась и матери. Да и соседи порой дивились рыбе дивной, коли в гости захаживали.А рыба эта мне люба очень была. Как время появлялось, так я с рыбой сидел, да мысли свои ей сказывал. А один раз было так — сказал рыбке, что мол вот бы мне денег на обновку новую, аже ходить босым придется скоро. Сказал я так да забыл.
Следующим днем когда к морю пришел, волна в ноги мне ударилась. На земь посмотрел и смотрю — блестит что-то. Я в руки взял, да разглядел, что медяк это. Докумекал я тогда, что рыбка эта может желания исполнять. Пришел потом к рыбине, да спасибо ей молвил. Так и повелось, коли нужда, то рыбку попросишь и буде тебе на прожитие. Тайну сию я никому расказывать не стал. Вот такой сказ у меня.
«А дальше то что было», — вопрошал я у гостя. На что мужик ворот растегнул, да вытащил рыбку сушеную, что на шее у него висела и молвил:»Сдохла».