Почему «головой понимаю, а сердцем — нет»

Обычная житейская ситуация — есть девушка, вполне миловидная, которая нравится некоторым парням. Но сама эта девушка считает себя толстой страхолюдиной, которая никому не нравится.

Причём головой она всё прекрасно понимает, но, как говорится, сердцем — нет.

Почему так происходит?

В этой заметке я изложу мою гипотезу, объясняющую этот феномен (замечу отдельно — поскольку текст для широкого пользования, ссылки на источники я буду давать только в самом общем виде).

Его величество нейрон

Что управляет поведением человека? Когнитивные схемы, о которых я писал в отдельной заметке (см. «Когнитивные схемы: хозяева нашей головы»). А из чего состоят когнитивные схемы?

Из когов.

Коги — это группы нейронов, специализированные на обеспечении выполнения какой-либо функции. Например, узнавание лица близкого человека или — что было показано в различных экспериментах — узнавание его образа вообще. Вообще — значит, в любых проявлениях, от непосредственно внешнего вида до запаха или даже просто имени.

Сама по себе специализация — процесс, исследованный не до конца, в нём много загадок, но в самом общем виде это происходит так. В голове человека есть первичный ассортимент нейронов, которые работают как разнорабочие на стройках — подай то, принеси это.

При столкновении с какой-либо новой задачей, из этих нейронов каким-то образом выделяется ког, способный наилучшим образом обеспечить решение этой задачи. Т.е. этот ког специализируется именно на этой задаче (и, отмечу особо, специализацию уже не изменяет — за счёт этого у нас и работает память).

Любое обучение — суть создание в головном мозге таких вот когов, способных обеспечивать всю деятельность.

Экспансия его величества

Важный момент — чем больше человек занимается какой-либо деятельностью, тем больше становятся зоны мозга, как-то связанные с этой деятельностью.

Например, исследования мозга лондонских таксистов показало заметное увеличение мозжечка относительно тех людей, кто не занимался извозом. Вероятнее всего, это связано с необходимостью запоминать маршруты и хорошо ориентироваться в большом городе.

Это вполне логично — если я занимаюсь какой-то деятельностью, мне уделяю ей много внимания и, следовательно, надо как-то это всё обрабатывать в голове. Такой, если хотите, бюрократизм развивается — чем больше работаем, тем больше раздуваются штаты, тем большие здания нам нужны под наше ведомство. Такая вот экспансия получается.

На всякий случай, подчеркну, что это лишь моя личная гипотеза, основанная на научных данных, отвечающая научным критериям, но пока ещё недоказанная. Однако продолжим.

Его величество изволит повелевать

Дальше начинается самое интересное. Согласно диффузионной модели принятия решений (она тоже прекрасно доказана экспериментально), мы принимаем решения примерно так: из всех альтернатив мы выбираем ту, про которую больше знаем. Или, если другими словами, ту, в чью пользу больше доказательств.

Отсюда следует, что чем больше ког, тем больше он может выдать доказательств (вспомните метафору бюрократического ведомства — чем больше в нём чиновников, тем больше ведомство может выдать бумаг, запросов, планов и так далее).

И получается, что мы, люди, верим этим доказательствам.

Именно отсюда и возникают ситуации, когда «умом понимаю, а сердцем — нет».

Наша героиня, сомневающаяся в своей привлекательности, много лет говорила себе: «Я некрасивая, я толстая, я никому не нравлюсь». Делала она это ненамеренно — просто эти слова «крутились» в голове. Откуда они взялись? Не важно — в данном случае поиск причин совершенно бесполезен.

Важно другое. Эти оценки звучали много-много-много раз. Коги, обеспечивающие их воспроизведение, разрослись неимоверно. И наша героиня, согласно диффузионной модели принятия решений, получает от них доказательств больше, чем от тех когов, которые робко пытаются вступиться за её внешность. А раз доказательств больше — всё, «сердцем принять не могу».

И действительно — не может.

Повторение — и погибель, и спасение

К счастью, ситуация несмертельная. Если вопрос лишь в количестве доказательств, значит, нужно с одной стороны, увеличить количество доказательств от тех когов, которые «выступают» за привлекательность нашей героини, а с другой — остановить или замедлить расширение тех когов, которые «выступают» за некрасивую внешность.

Делается это всё добровольным повторением. Как было показано в различных социальнопсихологических экспериментах, если человек добровольно защищает какой-либо тезис, он начинает в него верить. Чем больше защищает, тем больше верит.

Предположительно механизм здесь прост — чем больше человек что-либо защищает, тем больше становится ког, ответственный за эту деятельность. А чем больше ког — тем больше от него доказательств.

Любопытно, что это не касается аффирмаций — простое повторение текста вроде «Я красивая» эффекта не даёт (см. заметку «Аффирмации: неприятная правда»). Важно не просто повторять, а именно защищать, доказывать.

Нашей героине, следовательно, нужно начать защищать свою привлекательность. Но не просто твердить себе «на самом деле, я красивая», а обосновывать это, доказывать, защищать такую позицию. Тогда доказательств от этого кога станет больше, и девушка начнёт смотреть на свою внешность по-другому.

Предельно подробно такой подход, кстати, разработан и используется в когнитивно-поведенческой терапии. Там нашу героиню будут побуждать сопротивляться мыслям о её непривлекательности. То есть, возражать этим мыслям (в буквальном смысле). Говорить, нет, я вполне привлекательная, вот доказательства. И, согласно изложенному выше, через некоторое время это приведёт к изменению отношения к своей внешности.

По крайней мере, я такое вижу постоянно — у своих клиентов.

Напоследок ещё раз отмечу. Здесь описана гипотеза, у которой в данный момент нет экспериментального доказательства (по крайней мере, я не слышал о таком), однако данная гипотеза соответствует всем признакам научной, и вполне может быть использована для исследований.

Практический же вывод такой. Если вы головой что-то понимаете, а сердцем нет, то ваша задача — защищать то, что вы понимаете головой, и через какое-то время «сердце» это примет. Возможные механизмы такого принятия я обозначил выше.

А у меня всё, спасибо за внимание.

Добавить комментарий